Зображення користувача Володимир Федько.
Володимир Федько
  • Відвідувань: 5
  • Переглядів: 5

Спецповідомлення НКВС УРСР № 4500/СН в ЦК КП(б)У про роботу агента 5-го відділу УДБ НКВС УРСР в лавах ОУН

Із спецповідомлення НКВД: "... З метою найбільш успішної боротьби з оунівським підпіллям в західних областях УРСР стан розколу оунівської організації в Кракові є найбільш зручним для широкого впровадження і підпорядкування нашому впливу бандерівського спрямування як найбільш реакційного ..."

Народный комиссар внутренних дел УССР комиссар государственной безопасности 3 ранга Серов

№ 137

ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ НКВД УССР № 4500/СН

В ЦК КП(б) УКРАИНЫ

О РАБОТЕ АГЕНТА 5-го ОТДЕЛА

УГБ НКВД УССР «УКРАИНЦА»

3 декабря 1940 г.

29 сентября сего года на территорию генерал-губерна­торства [1] переброшен агент «Украинец». Переброска легендировалась бегством «Украинца» из автозака [2] при перевозке из одной тюрьмы в другую. «Бегство» сопровождалось «стрельбой», поэтому к приходу «Украинца» за кордон там уже было известно о побеге и «Украинец» был принят с уважением.

Перейдя границу, «Украинец» зашел к Вовруку - референту организационного отдела при оуновском комитете в Грубешове. Там «Украинцу» сообщили, что в оуновских кругах, а также и в гестапо уже известно о возвращении «Украинца».

За время пребывания в Грубешове «Украинец» оуновскими кругами был окружен вниманием, так как бегство из тюрьмы считается значительным подвигом.

Через несколько дней после прибытия была организована встреча «Украинца» с местным руководителем гестапо, который интересовался отношением украинского населения к Советской власти, деятельностью оуновской организации и отношением молодежи к работе ОУН. На заданные вопросы «Украинец» ча­стично ответил, а затем сослался на незнание их ввиду кратковременного пребывания его в Волынской области в связи с побегом.

После этого «Украинца» из Грубешова повезли в Холм для встречи с бывшими знакомыми с целью информировать его по вопросам раскола среди оуновского провода [3].

Встретившись с Мохнацким - секретарем ЦК оуновской организации, «Украинец» попросил проинформировать его о делах ОУН. Мохнацкий, узнав «Украинца», обрадовался, повел его в отдельную комнату, рассказал о расколе, показал ряд доку­ментов, часть из которых «Украинец» захватил с собой...

В документах, разоблачающих бандеровцев, фигурируют факты, когда против Коновальца [4] было организовано выступле­ние бандеровцев в 1935 г. с целью захвата ими оуновского про­вода в свои руки.

Один из активных оуновцев, Барановский, разоблачил это выступление, и тогда бандеровцы наговорили на Барановского, что якобы он сотрудничал с польской полицией.

После разгрома Польши в 1939 г., когда Мельник [5]  сошелся с Бандерой [6]  на почве эмиграции, бандеровцы решили убрать Барановского и представили Мельнику фотоснимки, доказывающие сотрудничество Барановского с польской полицией. Дело было передано в «революционный трибунал». «Революционный трибунал», поддерживаемый Мельником, вынес определение об отсутствии виновности Барановского, но тем не менее Баранов­ский от должности был отстранен.

Одновременно с этим мельниковцы подобрали материал о сотрудничестве бандеровца Горбового Ярослава с органами НКВД и обвинили в этом Бандеру. С этого начался раскол между мельниковцами и бандеровцами.

В настоящее время этот раскол дошел до такого состояния, что сотрудничество Мельника и Бандеры исключается.

Продолжая далее беседу, Мохнацкий заявил нашему агенту «Украинцу», что с ним желает разговаривать полковник Сушко [7], который является заместителем Мельника.

Приехав в Краков, Мохнацкий представил «Украинца» пол­ковнику Сушко. Последний, видимо, знал из докладов оуновца Шухевича [8] о прибытии «Украинца» в генерал-губенаторство и весьма радовался этому случаю, подчеркивая, что предстоит очень много работы, а ценных людей недостаточно.

Сушко сообщил, что из многих посланных в западные области Украины оуновцев обратно возвращается очень мало, значительная часть гибнет при переходе через границу, часть сидит в тюрьмах и, кроме того, организация находится в состоянии раскола, поэтому сейчас организации требуются решительные и преданные люди, которые могли бы вновь пойти за кордон для выяснения положения в западных областях Украины и налаживания работы.

«Украинец», выслушав Сушко, сказал, что если требуется для организации, то «он готов по приказу пана полковника при­нять любое задание и уверен, что его выполнит».

Сушко был обрадован этим заявлением, пожал ему с благо­дарностью руку и сказал, что сейчас «Украинец» очень плохо выглядит, видимо, от пережитого в тюрьме, поэтому ему следует отдохнуть, а он, посоветовавшись с руководством, решит оконча­тельно вопрос о его посылке.

Прощаясь, Сушко дал на дорогу «Украинцу» денег и сказал, что в Грубешов приедет человек, который привезет инструкции. Пароль – картинка с немецких папирос, порванная на две поло­винки, одну из которых Сушко вручил «Украинцу», а другую вручит тот, кто приедет с инструкциями.

Возвратившись в Грубешов, «Украинец» узнал, что его разыскивают оуновцы бандеровского направления и, более того, бандеровцы хотели арестовать «Украинца» и доставить в Краков к Бандере.

После того как «Украинец», возмутившись таким отноше­нием, заявил, что он был у Сушко и имел встречу по деловым вопросам, бандеровцы отношение к нему резко изменили в луч­шую сторону, и принимали меры к тому, чтобы склонить «Украинца» к работе с ними.

«Украинец», видя, что бандеровцы имеют больший вес у немец­кого гестапо, принял решение согласиться с их предложением.

21 ноября прибыл в Грубешов Мостович [9], привез с собой 1000 рублей советскими деньгами и 200 злотых немецкого выпуска. Кроме того, вручил боевую гранату.

Перед «Украинцем» была поставлена задача: выяснить настроение населения западных областей, подробно информиро­вать оуновцев о расколе центрального провода ОУН, при этом подчеркнуть положительные стороны Бандеры и необходимость установления связи с руководством оуновской организации на Волыни, в частности с его руководителем Скопюком [10].

25 ноября при содействии переправщиков и Мостовича «Украинец» вернулся на советскую сторону.

В целях наиболее успешной борьбы с оуновским подпольем в западных областях УССР состояние раскола оуновской организа­ции в Кракове является наиболее удобным для широкого внедрения и подчинения нашему влиянию бандеровского направления как наиболее реакционного. В связи с этим нами установлен отец Сте­пана Бандеры — Бандера Андрей Михайлович [11], уроженец г. Стрый Дрогобычской области, ныне являющийся священником украинской церкви в с. Тростянец Долинского района, которого имеем в виду ввести в дело Краковского провода...

Народный комиссар внутренних дел УССР

комиссар государственной безопасности 3 ранга Серов

ЦА ФСК России

Примечания:

1. Территория Польши, оккупированная немецко-фашистскими войсками.

2. Автомобиль для перевозки арестованных.

3. В 1938 г. пост руководителя ОУН занял полковник Андрей Мельник, быв­ший управляющий имениями митрополита А. Шептицкого. Однако на этот пост стал претендовать и освобожденный из тюрьмы Степан Бандера (он от­бывал наказание за участие в террористическом акте против министра внутрен­них дел Польши Б. Перацкого). 11 февраля 1940 г. сторонники С. Бандеры из числа «молодых» националистов на конференции в г. Кракове (Польша) заявили, что «провод украинских националистов» (руководящий орган ОУН) не отвечает нуждам ОУН по своему личному составу; ПУН и А. Мель­ник пришли к власти на основании мифического завещания Евгения Коно­вальца, а не избирались в соответствии с постановлениями первого ВЗУН («Великого сбора украинских националистов»); члены ПУН — Я. Бара­новский и Е. Сенник-Грибковский скомпрометировали себя связью с польской полицией.

11 ноября 1940 г. был утвержден состав «Революционного провода ОУН» (РП ОУН) в составе: С. Бандера, Р. Шухевич, Н. Лебедь, Я. Стецько и др. Вто­рой ВЗУН (бандеровцев) в апреле 1941 г. исключил Мельника из ОУН и запре­тил ему выступать от имени этой организации. В решении по этому вопросу «мельниковцы» предупреждались, что «с отклонением от этого предосте­режения ОУН будет бороться как с диверсией». Несмотря на единство целей, средств и методов деятельности, раскол в ОУН на два противобор­ствующих течения существовал как в годы войны, так и в послевоенные годы.

4. Коновалец Евгений Михайлович (1890—1938) – бывший офицер австро-венгерской армии, белоэмигрант. В 1920 г. в Праге из украинских эмигрантов образовал «Украинскую войсковую организацию» (УВО), на базе которой в 1929 г. была создана ОУН, которую он и возглавил. Убит в 1938 г. в г. Амстер­даме (Голландия).

5. Мельник Андрей Антанасовнч – один из главарей украинской национа­листической эмиграции, руководитель ОУН, агент немецкой и американской разведок. В показаниях Международному военному трибуналу для главных военных нацистских преступников бывший зам. начальника отдела «Абвер-2» Э. Штольце писал, что в марте 1941 г., выполняя указание своего руководства, он лично отдал приказ «руководителям украинских националистов германским агентам Мельнику (кличка «Консул-1») и Бандере организовать сразу после нападения Германии на Советский Союз провокационные выступления на Украине с целью подрыва ближайшего тыла советских войск, а также для того, чтобы убедить международное общественное мнение о происходящем якобы разложении Советского Союза...» (Нюрнбергский процесс, т. 3, с. 531). Оуновцы-мельниковцы после оккупации фашистскими войсками части территории Украины провозгласили «Украинскую национальную раду». В декларации о создании «рады» говорилось, что все усилия этой организации будут направ­лены на оказание помощи Германии в борьбе «за самостийную Украину». В Киеве мельниковцами была образована «Национальная рада Украины». Оуновцами были созданы организационные структуры, которые наряду с актив­ным пособничеством оккупантам вели борьбу против коммунистов, украинцев-интернационалистов, русских и своих соперников - бандеровцев. Но в 1941 г. созданная мельниковцами «рада» была распущена. Трения между национали­стами, создавшими многочисленные вооруженные формирования, и германскими оккупационными властями, позволили их руководителям впоследствии заявлять о своем «сопротивлении оккупантам». После капитуляции фашистской Германии Мельник бежал в американскую зону оккупации, выполнял задания спецслужб США и Англии, возглавляя «старое крыло» украинской антисоветской эмиграции.

6. Бандера Степан Андреевич (1908—1959) – один из руководителей украинской националистической эмиграции, агент немецкой разведки. Характе­ризуя его, Э. Штольце писал: «Бандера по характеру - энергичный, карьерист, фанатик и бандит». Расценивая сложившуюся обстановку как благоприятную для реализации многолетних обещаний Германии о создании «самостийной Украины», Бандера 30 июня 1941 г. организовал так называемое «собрание представителей украинцев западных земель», на котором была провозглашена декларация «О создании украинского государства» и создано «правительство». Однако оккупационные власти разогнали это «правительство», а Бандеру впо­следствии направили в Германию под домашний арест. Но Бандера остался одним из признанных лидеров ОУН и, продолжая руководить деятельностью подчиненных ему организаций, стал одним из инициаторов создания вооруженных нацио­налистических отрядов. После разгрома фашистской Германии С. Бандера бежал в американскую зону оккупации. Выполнял задания спецслужб США и Англии по организации подрывной работы на территории СССР. В 1946 г. создал в Мюн­хене «провод закордонных частей ОУН» (ЗЧ ОУН) с отделениями в ряде евро­пейских стран и США, который возглавлял до конца своей жизни.

7. Сушко Роман, он же «Соммер» (1890—1944) – полковник петлюровской армии, один из руководителей ОУН, заместитель А. Мельника. Являлся офи­циальным сотрудником (вербовщиком агентуры) немецкого разведывательного и контрразведывательного органа «Абверштелле Краков» В начале 1944 г. убит бандеровцами.

8. Шухевич Роман Иосифович (1907—1950) – один из руководителей ОУН, сторонник А. Мельника, член Краковского центра ОУН, руководил «партизанскими отрядами» Карпатской Украины, осуществлял руководство военным обучением оуновцев. С 1944 г. – председатель генерального секретариата «Украинской головной вызвольной рады» (УГВР) и генеральный секретарь по военным делам. С 1945 г. – командующий УПА, член центрального провода ОУН. После окончания войны бежал на Запад.

9. Мостович Николай Григорьевич – один из руководителей Краковского провода ОУН, бандеровец.

10. Скопюк Иван Владимирович (1909—1941) – руководитель оуновской организации на Волыни. 7 января 1941 г. арестован НКГБ УССР. 13 июля 19412 г. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен по ст. 54-2 и 54-11 УК УССР к высшей мере наказания. 

11. Бандера Андрей Михайлович (1882—1941) – отец Бандеры С.А., священник. Арестован 23 мая 1941 г. УНКВД по Станиславской области. 8 июля 1941 г. Военным трибуналом Киевского особого военного округа приговорен по ст. 54-1а, 20-54-2 и 54-11 УК УССР к высшей мере наказания.

Источник:

Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне / Сборник документов. Том 1. Накануне. Книга первая (ноябрь 1938 г. – декабрь 1940 г.). / Федеральная служба контрразведки Российской Федерации / Академия Федеральной службы контрразведки Российской Федерации – М.: А/О «Книга и бизнес», 1995. С. 283-287.

Якщо ви помітили помилку, то виділіть фрагмент тексту не більше 20 символів і натисніть Ctrl+Enter
Підписуюсь на новини

Зверніть увагу

Френк Герберт: Ну як вам друге дно Вулика Геллстрома?

«Вулик Геллстрома», «Дюна» і 10 принципів Джигаду – політичний проект Френка Герберта

«Життя у вулику передбачає не регламентовану монотонність, а МЕТАМОРФОЗУ. Коли комаха досягає межі своїх можливостей, вона чудесним чином перетворюється на абсолютно нову істоту. У цій метаморфозі я...

Останні записи

Кращий коментар

Зображення користувача Василь Федорiв.
0
Ще не підтримано

Цiкаво скiльки "кротiв" серед акцiонерiв "НО"?

Хай Буде!

Коментарі

Зображення користувача Миро Продум.
0
Ще не підтримано

Інколи редакційні примітки красномовніші за документ, до якого вони зроблені.

Так, у складі засновників бандерівської організації названі Бандера, Шухевич, Лебедь і Стецько, але не названий головний організатор диверсії - агент НКВД Ріхард Яри.

При цьому Шухевич представлений як прихильник Мельника. Тобто засновник антимельниківської організації і головний фахівець з ліквідації активу ОУН представлений як прихильник керівника ОУН.

Бандера-"антифашист" представляється як агент німецької розвідки, до того ж як видатний організатор, хоча після його арешту у вересні 1941 року діяльністю бандерівської організації керував Лебідь.

У документі визнається, що Романа Сушка - заступника Андрія Мельника - убили бандерівці на початку 1944 року.

Освячуйся! Озброюйся! Плодися!

Зображення користувача ДЗен ДЗелень.
0
Ще не підтримано

В інтерв’ю Кіпіані Юрій Шухевич заявив, що найбільшим ворогом його батька був Лебедь.

Хай буде Ща з Тя! І з Мя :)

 

Зображення користувача Ія Подолянка.
0
Ще не підтримано

Дякую,Володиире!"Пізнайте істину і істина визволить вас"Так.треба вивчати правдиву історію і позбуватись брехливих програм але не всі хочуть це робити.

Зображення користувача Володимир Федько.
0
Ще не підтримано

Людина, яка цікавиться історією і досліджує її, повинна вирішити для себе, ким вона планує бути: істориком чи замполітом.

Воїн Світла ніколи не грає за правилами, написаними для нього іншими!

Зображення користувача Андрій Ясун.
0
Ще не підтримано

От незадача. Я вже було подумав, що вичислили хто ховається за ім'ям "Українець"... Хто може знати про нього?
А що це за новини, що командуючий бандерівською УПА Шухевич був прихильником А. Мельника? Це з'являється якась нова лінія у нашому розслідуванні.

Si vis pacem, para bellum

Зображення користувача Володимир Федько.
0
Ще не підтримано

Я думаю, що вІдносно "Українця" можна встановити ХТО ховався за цим агентурним псевдонімом шляхом вивчення матеріалів з історії ОУН.
Питання щодо Романа Шухевича теж потребує серйозного дослідження.його біографії та історії національних батальйонів "Нахтігаль" і "Роланд"; історії полку "Бранденбург-800", причому дослідження неупередженого і незалежного від політичних структур обох напрямків ОУН.
МИ ж дотримуємося принципу подачі подачі документів в оригінальному вигляді, не втручаючись в текст.

Воїн Світла ніколи не грає за правилами, написаними для нього іншими!

Зображення користувача Аватар Арій.
0
Ще не підтримано

Цікаво, що один з моїх дідів родом з Грубешова. Був затятим комуністом. Ще до початку Другої світової війни відсидів у польській тюрмі кілька років. Дід був досить скритний, і в родині про нього відгукують не дуже добре. У своїй антипольській діяльності перетинався з Богданом Дудикевичем. Вони один одного добре знали. У мене навіть зберігся дружній лист від нього до мого діда. Цей Дудикевич є батьком Юрія Дудикевича. Якісь деталі щодо діяльності мого діда під час Другої світової війни абсолютно не знаю. (Дід був дуже скритний. Мій батько, його зять, ставився до нього з обережністю.) Хоча напевне якісь контакти з бандерівцями, мельниківцями, упівцями чи ще кимось були. Можливо більше знає про цей період у тому регіоні Юрій Дудикевич, адже його батько був істориком, хоч теж комуністом.

P.S. У польських документах національність мого діда значилася як русин.

<b>За добро заплатимо добром,</b>
<b>а за зло — по-справедливості.</b>

Зображення користувача Василь Федорiв.
0
Ще не підтримано

Цiкаво скiльки "кротiв" серед акцiонерiв "НО"?

Хай Буде!

Зображення користувача Андрій Ясун.
0
Ще не підтримано

По крайній мірі, одного я знаю. Але хай собі буде. Гра буде цікавішою.

Si vis pacem, para bellum